Православие в Молдове: юрисдикций много не бывает

203885-p

Междуречье Прута и Днестра, Бессарабия, а сегодня Республика Молдова — эта территория издавна привлекала внимание старших братьев. На этой земле часто менялись символы не только государственной, но и церковной власти. Сегодня Молдова с ее незавидным социально-экономическим положением представляет не меньший интерес для старших братьев, чем двести лет тому назад.

Процент религиозных людей в Молдове один из самых больших в Европе. В данном случае не стоит путать религиозность и соответствие религиозным идеалам. Ну как демократию и соответствие демократическим ценностям. Между ними может быть огромная пропасть. Но в нашем мире постмодерна не так важно, каков на самом деле черт, важно — как его намалюешь.

Сегодня религиозные граждане Молдовы могут относить себя к разным религиозным организациям, среди которых особо выделяются православные церкви. Протестантские церкви, «Свидетелей Иеговы» и иные нехристианские сообщества оставим в стороне. Кроме двух канонических православных церквей, в Молдове зарегистрировано несколько неканонических православных структур.

Подавляющее большинство православных относит себя либо к Кишиневской митрополии РПЦ, либо к Бессарабской митрополии РумПЦ. С начала 1990-х годов в Молдове стали действовать одновременно две канонические структуры. Такого на этой территории никогда не было (если было, прошу просветить мое невежество), потому что смена церковной власти происходила всегда очень быстро и резко. В 1813 г. на части территории Молдавской митрополии Константинопольского патриархата (центр г. Яссы) была образована Кишиневская и Хотинская епархия во главе с бывшим Константопольким епископом Гавриилом Банулеско-Бодони. В 1918 г. Кишиневская архиепископия стала подчиняться Бухаресту, позже была образована Бессарабская митрополия, включавшая в себя несколько епархий Бессарабии. В 1940-1941 гг. церковь была переподчинена Москве, в 1941-1944 гг. — опять Бухаресту. С 1944 по 1992 г. церковное управление осуществлялось только архиереями Русской Православной Церкви. А в 1992 г. румынский синод восстановил свою митрополию на этой территории и назначил на кафедру викарного епископа РПЦ Петра Пэдурару. Такая вот церковно-историческая ирония: в 1813 г. Кишиневскую кафедру занял запрещенный и даже анафетматствованный в Константинополе епископ Гавриил, а 1992 г. — запрещенный уже в РПЦ епископ Петр.

Вот с тех пор в Молдове две канонические юрисдикции. Бессарабская митрополия состоит из 4 епархий: Бельцской епархии (север Молдовы), Кишиневской архиепископии (центр), Южнобессарабской епархии (юг) и Дубоссарской епархии (Приднестровье). До недавнего времени всеми епархиями управлял митрополит Петр, архиепископ Кишиневский. 24 мая Синод РумПЦ избрал архимандрита Вениамина Горяну, уроженца Молдавской СССР, епископом Южнобессарабским, а епископом Бельцким назначил викарного епиского Антония Телембича.

Как написал один мой fb-friend, епископов много не бывает. Теперь в Молдове 11 канонических епископов. Из них 9 правящих и 2 викарных. А желающих стать епископами еще больше. Решение этого вопроса видится в следующем: либо разукрупнение епархий, либо создание допольнительных юрисдикций.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: