Там, где соловей поет о розе

RAM_0191

Сюжет о соловье и розе каноничен для персидской литературы. За последнее тысячелетие этот сюжет стал неотъемлемой частью не только персидской литературы, но и изобразительного искусства. Еще Фирдоуси в своем знаменитом произведении «Шах-наме» описывал соловья, поющего о розе. Хайям в свойстенной ему гедонистической форме советует наслаждаться кратковременной красотой розы:

Разорвался у розы подол на ветру,
Соловей наслаждался в саду поутру.
Наслаждайся и ты, ибо роза — мгновенна,
Шепчет юная роза: «Любуйся! умру…».   

В разных традициях этот сюжет получал новое осмысление. В суфийской литературе соловей, влюбленный в розу, это образ суфия, жаждущего Бога. Соловей и роза попали из персидской литературы в турецкую литературу. И даже среди стихов Пушкина можно найти одноименное стихотворение, в котором автор уподобляет поэта соловью, тщетно старающегося обратиться на себя внимание возлюбленной:

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.

roseА Уайльд, вдохновленный этим мотивом, написал одноименную сказку, в которой соловей погибает во имя любви и красоты, только бы молодой человек к утру получил алую розу для любимой девушки. Но девушка отдает предпочтение другому, а роза, которая стала алой от крови соловья, оказывается выброшенной на дорогу.

Я давно хотел попать в Иран. В университете курс персидской литературы нам читала М. Л. Рейснер, которая делилась своими впечатлениями от поездок по Ирану. Ее описания, как шииты отмечают траурные дни Ашура — воспоминание убийства Хусейна и его сторонников — до сих пор остались в моей памяти. Но я туда не попал в месяц Мухаррам (по арабскому календарю), когда отмечают Ашура, а поехал в Иран в конце январе (одиннадцатый месяц по иранскому календарю — месяц Бахман).

RAM_0006

Первое впечатление о Тегеране было очень положительным. Сложилось оно у меня еще до приземления самолета, потому что сверху город казался очень правильным. Освещенные улицы, казалось, расположились ровно, в глаза бросались прямые параллельные и перпендикулярные светящиеся линии. Это так контрастировало с хаотически застроенным Стамбулом! Рано утром в аэропорту меня встретил друг, и мы поехали к ним домой на такси. Брать такси в аэропорту почти в два раза дороже, чем вызвать по специальному приложению Snapp (персидское произношение «эснап»). Тут следует сказать о валюте. За 100 евро нам дали более 5 500 000 риалов, однако все расчеты происходят в туманах, для этого убирается один ноль, таким образом получается 550 000 туманов.

Утром, если обед можно так назвать, мы позавтракали традиционным иранским блюдом горме сабзи (соус из зелени, фасоли и мяса), к которому, как и ко всем другим блюдам, подают рис. В первый день мы побывали в Национальном музее Ирана, где с меня, как с иностранца, за билет взяли в десять раз дороже, чем стоит обычный билет. Музей состоит из двух частей: археологического или доисламского и исламского. Археологический музей уступает второму и по экспонатам, и по оформлению.

Следующим местом был городской парк, который оказался к тому же бесплатным зоопарком. Вы не найдете ни один большой парк или дворец без фонтана. Сады с фонтанами это фишка Ирана (может, где-то еще это так распространено, не исключаю). Дворец Голестан, что переводится как «цветник» или «сад», представляет собой резиденцию династии Каджаров. Залы, в которых и стены, и потолок из зеркала, просто поразительны. Такое ощущение, что ты попал в Зазеркалье. Сам Иран, будучи частью Востока, тоже таков. Иностранец, не знакомый с ближневосточной культурой удивится многому. Например, кушать и спать принято на полу, который польностью устлан коврами. Еду принято заворачивать в лепешку и так есть, конечно, если это не суп. Традиционно женщины мужчинам рук не подают. В транспорте для женщин отведено специальное пространство (в автобусе это задняя часть, в метро — первые и последние неколько вагонов). При каждой встрече приветствуют друг друга, даже если вышел за дверь на пару минут. Я уже не говорю о восточном витиеватом стиле общения и клишированных лестных фразах. Они могут вас так послать, что вы поймете это как похвалу.

RAM_0150

Из достопримечательной Тегерана еще мы были на базаре Таджриш, в исыпальнице Имамзаде Салех, во дворе которой похоронены ученые-ядерщики, убитые террористами, парке Миллят, башне Миляд, которая является по высоте шестой телебашней в мире. Из-за плохой погоды с 290-метровой высоты мы так ничего и не увидели, хотя вид оттуда должен быть прекрасным.

Кроме богатых и гламурных районов в Тегеране есть улицы, в которые может быть опасно заходить приезжим. Это южная часть города и улицы вокруг Тегеранского базара, который занимает не один квартал (может, даже больше Стамбульского базара). На одной из таких прибазарных улиц мы увидели представление пехлевана-силача, который кулаком разбивал на мелки куски камень. Собравшиеся были в восторге, а мы наблюдали со стороны, сунув руки в карманы (потому что там телефоны, которые в толпе запросто могут утащить).

20180126_165550

Кроме Тегерана, я планировал поехать в Исфахан и Шираз, а попал в город Марага в области Восточный Азербайджан (не путать с Республикой Азербайджан). За день в Тегеране так намело, что отменили все авиарейсы, автобусные рейсы также отменили. Поэтому я с другом поехал к его родственникам в Марагу, которая в одно время была столицей Хулагуидов. Здесь была построена крупнейшая астрономическая обсерватория, от которой сегодня остался только металлический купол. Кроме этого, Марага известна своими архитектурными памятнками, которые называются «гонбед» (купол), таких зданий в форме параллелепипеда сохранилось несколько.

Хотя Иран и исламская страна, однако христиан там не вырезают. Они имеют статус религиозных меньшинств, соответственно обладают правами, предоставленными меньшинствам вместе с суннитами, иудеями и зороастрийцами (подробнее здесь). Я был в армянском соборе в Тегеране, кстати, построенном в этом тысячелетии, а моего друга охранник в храм не пустил. В Мараге мы также побывали в армянском храме, правда недействующем и пустом. А когда-то в Мараге жило много и христиан, и иудеев, и зороастрийцев. Улица, на которой стоит храм называется Армянской. В музее сохранились монеты со звездой Давида (ситоре-йе Давуд), значит, были правители иудеи. Но самым интересным было посещение подземного святилища зороастрийцев. Их численность, говорят, около 25 тыс., в Тегеране у них есть большой храм. Но в маленьком селе в Восточном Азербайджане сохранилось подземное святилище, в котором до сих пор люди зажигают огонь. Об этом говорят свежие следы копоти и воска. Святилище совершенно заброшено.

Такая вот получилась удивительная поездка. Я очень благодарен другу и его родным за радушие и гостеприимство. Если у вас там есть друзья, поезжайте, не раздумывая. Если друзей нет, все равно поезжайте, если любите открывать для себя новое. К иностранцам относятся очень приветливо, хотя мало кто говорит на английском. Таксисты или продавцы могут вас обмануть, но это же распространено не только в Иране, свои политики вас обманывают куда больше и чаще. Завершаю это описание прощанием на фарси «Хода хафыз!», что значит «Храни Господь».

Photo: Ramyar Majidi, Viktor Kopuşçu 

P. S. а еще такой стих от вашего покорного слуги:

Не мешай, соловей, ты молитве людей
И с признаньем в любви потерпи пару дней.
Я ведь тоже влюблен был когда-то, как ты,
И признанье в любви разбивало мечты.
Помечтай, соловей, о любимой своей
Белой розе, растущей в саду у людей.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: