Молебные чины «Хедерлез» и «Касым»

Скоро гагаузы будут праздновать свой национальный праздник Касым (Дмитриев день) — 8 ноября. В этой связи предлагаю новые старые мысли:

«II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25-29).

Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру.»

Это выдержка из ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церквиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.

А сам вопрос заключается в следующем:

Возможно ли создание молебных чинов «Хедерлез» и «Касым» для гагаузов, которые исповедуют Православие, но имеют тюркскую культуру? Что будут представлять из себя эти молебны? Хедерлез — народный праздник начала летнего сезона, с которого начинается выпас скота. Для кочевых предков гагаузов это событие имело огромное значение. Сейчас гагаузы не кочуют, но многие имеют домашнее хозяйство и крайне трепетно относятся к погодным условиям, от которых зависит урожай. Не только для выпаса скота, но и для земледелия этот период (начало мая) крайне важен. Молебен содержал бы прошения о предстоящем сезоне, о «благорастворении воздухов», обилии плодов земных. Включал бы молитву св.Георгию Победоносцу (все большие христианские праздники заняли места древних языческих). Малое освящение воды и окропление полей. В этот же день можно делать массовое освящение КУРБАНа, которое совершается в некоторых храмах Гагаузии, когда храму дарят живого ягненка (читается молитва, окропление св. водой). Люди, кто хочет в этот день сделать КУРБАН — подарить живого ягненка или козленка или другое животное (а это древний ритуал), приносят их во двор храма, где священник читает молитву.

И соответсвенно «Касым» был бы чином благодарственным с молитвословиями св. Димитрию Солунскому. Тоже можно малое освящение воды, окропление стад и полей. Освящение курбана.

Ведь национальная христианская культура — это результат воспринятого учения Христа+особенности быта и нравов народа, воспринявшего Истину. У гагаузов есть своя культура, но далеко не всегда она христианская. Ее можно сделать христианской, и в то же время сохранить ее уникальность. Но пока кроме пения Отче наш на гагаузском (и то далеко не во всех храмах) на ум не приходит ни одна особенность гагаузской национальной христианской культуры, которая провозглашена в Основах Соц. концепции РПЦ.

20 комментариев

  1. Я родился в Гагаузии, это мой родной народ. Все эти праздники моего детства я их очень люблю и почитаю.
    Но с одним мне не понятно:
    Люди, кто хочет в этот день сделать КУРБАН — подарить живого ягненка или козленка или другое животное (а это древний ритуал), приносят их во двор храма, где священник читает молитву.

    Я спросил знакомых батюшек именно из Гагаузии ( а их у меня много) и они все сказали, что на самом деле нет молитвы в церковных богослужебных книгах, которая читается над ягненком.
    От себя добавлю — это все утратило свой смысл с пришествием в мир Спасителя. Да и гагаузы в древности приносли курбан не за здоровье людей, а за здоровье животных, этаки языческий ритуал.

    1. Андрей, в Копчаке у священников тоже спрашивали?

  2. Вы хотите сказать, что батюшки которые мне это сказали, ошибаются?
    Так существует ли в церкви такая молитва, которую положено читать над ягненком или нет?

  3. нет, я хочу сказать, чтобы спросили и у копчакских священников, которые читают молитву над курбаном

  4. Если они читают эту молитву, напишите, как она называется и в какой церковной книге она находится?

  5. есть сайт храма — bisericacopceac.md информацию лучше получить из первых уст, читающих эту молитву

  6. Я поинтересовался у вас, как у автора статьи. Вы ведь написали эту статью? Так дайте ответ честно, на самом деле есть такая молитва или происходит подмена понятий христианских на языческие ритуалы?

    1. Неужели вы думаете, что в Копчаке священники подменяют понятия христианския на языческие ритуалы?

  7. Зачем мне идти на другой сайт, я хочу задать вопросы прямо здесь. Вы пишите в заметке, что над животным должна читаться молитва, расскажите пожалуйста, что происходит с животным в результате прочтения этой молитвы?

    1. то же самое, что происходит с фруктами, когда на Преображение их освящают в храме

  8. А что происходит в фруктами на Преображение?

  9. Традиции и обычаи народа (чаще всего языческие) без христианской жизни — это пустое место.
    Так вот, если человек все жизнь носит батюшке в церковь ягненка в день его венчания (курбан семьи) на молитву, которая не существует. А священник просто подменяет христианские понятия на язычество, ведь ему не важно что внутри в душе человека, ему важно прочитать молитву, что это Виктор? Разве не язычество?
    Послушайте Осипова, у него есть не одна лекция на эту тему.

  10. По поводу Осипова, хотел сказать ему спасибо, это первый православный человек с которым согласны наши протестанты. Его лекции слушать одно удовольствие.

    1. Так вот, если человек все жизнь носит батюшке в церковь фрукты в день Преображения на молитву, которой нет в Евангелии. А священник просто подменяет христианские понятия на язычество, ведь ему не важно что внутри в душе человека, ему важно прочитать молитву, что это Виктор? Разве не язычество?

  11. Речь шла не о Евангелии. Молитва на освящение плодов на Преображение существует в церковной книге. А молитва на курбан отсутствует (исходя, из того, что вы её до сих пор здесь не привели)
    Идем далее….
    Освящение плодов винограда в день Преображения, это не что иное, как благословение на то чтобы есть новые плоды фрукта. Магизма и ритуала, здесь нет(узнавал лично у знакомых священников).
    А зачем освящать ягненка не понятно? Он что тоже «новый в фрукт»?
    А почему бы не освящать новорожденных цыплят или утят? Они тоже как и ягнята могут быть и над ними может читаться молитва? А еще свини, кролики и т.д. Всем будем читать молитву над курбаном? Почему именно ягненок?

  12. вы совершенно правы, ягнята и поросята — такие же «новые фрукты». На пасху после службы в типиконе как раз и приводится молитва на их освящение. если вы принесете не ягненка, а бычка — никто ведь против не будет принять от вас такую жертву (или поросенка), так как для «чистых все чисто».

  13. Если это действительно так, то прошу вас разместить её здесь.

    1. При́зри гдⷭ҇и і҆и҃се хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ, на бра̑шна мѧ́съ, и҆ ѡ҆свѧтѝ ѧ҆̀, ꙗ҆́коже ѡ҆свѧти́лъ є҆сѝ ѻ҆вна̀, є҆го́же (л. д҃і) тебѣ̀ приведѐ вѣ́рный а҆враа́мъ, и҆ а҆́гнца, є҆го́же тебѣ̀ а҆́вель во всепло́дїе принесѐ: подо́бнѣ и҆ тельца̀ ᲂу҆пита́ннаго, є҆го́же жре́ти повелѣ́лъ є҆сѝ сы́нови твоемꙋ̀ заблꙋ́ждшемꙋ, и҆ па́ки къ тебѣ̀ возвра́щшемꙋсѧ: да ꙗ҆́коже то́й сподо́бисѧ твоеѧ̀ бл҃гости наслади́тисѧ, си́це и҆ ѡ҆сщ҃е́нныхъ ѿ тебѐ, и҆ бл҃гослове́нныхъ наслади́мсѧ въ пи́щꙋ всѣ́хъ на́съ. ты́ бо є҆сѝ и҆́стиннаѧ пи́ща, и҆ пода́тель благи́хъ, и҆ тебѣ̀ сла́вꙋ возсыла́емъ со безнача́льнымъ твои́мъ ѻ҆ц҃е́мъ, и҆ прест҃ы́мъ, и҆ бл҃ги́мъ, и҆ животворѧ́щимъ твои́мъ дх҃омъ, ны́нѣ и҆ при́снѡ, и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ. а҆ми́нь.

      тема для комментариев закрыта. желающие подискутировать — могут изучить историю православной богослужебной практики и написать на эту тему свои мысли отдельной статьей.

  14. Здравствуйте уважаемый автор!
    У меня к вам вопрос, если порезать ягненка, а потом принести во двор храма на молитву, будет ли это курбаном?

    1. смотря в какой храм принести. по мне лучше пожертвуйте кому-то из нуждающихся живой курбан, чтобы они распорядились им по своему усмотрению

Оставьте комментарий