Священник Георгий Чакир: из рода просветителей

Изображение

23 апреля 1814 года (по новому стилю — 6 мая) в день великомученика Георгия (или Хедерлез) в семье задунайских переселенцев священника Захария и Елены Чакир родился мальчик, которого назвали в честь великомученика Георгием. В детстве он был болезненным и хилым ребенком, и все думали, что мальчик не выживет, но Бог судил иначе.

Когда Георгию было 5 лет гагаузы из села Чадыр, которое расположено недалеко от реки Прут (сейчас Леовский район РМ), переселились на новые земли и основали на месте ногайского поселения Ени Чадыр (сейчас Чадыр-Лунга). Бежавшие из Добруджи гагаузы (а род Чакиров берет свое начало в местечке Шабла, сейчас курортный городок на побережье Черного моря в Болгарии) попали в кабалу местных молдавских бояр, которые хотели эксплуатировать народ, который никогда не знал крепостного права. Боярин Иван Бальш владел большим количеством земли и требовал от гагаузских и болгарских крестьян «барщину» (работать на его землях) и «оброк» (платить налог за землю). Гагаузы под предводительством своего священника Захария Чакира собрали все свое движимое имущество, разобрали деревянную церковь и двинулись в Буджак. Это было в пасхальные дни 1819 года.

Изображение

Обосновавшись на новом месте, гагаузы построили церковь, на месте которой потом был сооружен каменный храм. Захарий Чакир, не имевший систематического образования, но получивший от Бога пастырский и учительский дар, организовал у себя в доме школу. Здесь учился и будущий пастырь Георгий, его сын. Когда отец преставился, Георгий по настоянию своего старшего брата Ивана, служившего чиновником в Кишиневе Духовной консистории, поступил на курсы молдавского пения и устава. Обучение проходило под руководством псалта Харлампиевской церкви Кишинева.

3 ноября 1833 года (по старому стилю) епархиальным начальством был определен дьячком к Чадыр-Лунгской Афанасиевской церкви. В 1845 году был рукоположен во диакона, а затем во священника к той же церкви на место почившего священника Василия Чакира.

В семье у отца Георгия было 10 человек, а материальное состояния было не очень высоким. Прихожане сами были небогаты, поэтому достатка у священника быть не могло. По этой причине священник вместе со своими домочадцами сам работал на поле. Вот как писал о нем его сын протоиерей Димитрий Чакир: «Мой отец был одним из усерднейших земледельцем и любил трудиться, о чем могут засвидетельствовать поселяне с. Чадыр-Лунги. Все черные работы отправлял: орал, сеял, копал, возилъ, косил, жал, гармановал, – одним словом все труды и стол разделял с работниками; так, что моего отца в рабочее время нельзя было отличить, как священника, от прихожан и работников.»

Если селянам надо было срочно позвать священника на требу, они шли на поле, и он оставлял работу и часто пешком шел, чтобы напутствовать умирающего или крестить больного младенца. От вил, косы и других орудий руки священника всегда были в мозолях. Будучи сам трудолюбивым, он и от родных требовал того же, не любил лености, сонливости и неповоротливости. Одним словом, был воплощением национального духа. Потому что, если спросить, какова главная черта гагаузской натуры, большинство, ответят, трудолюбие. Детей он также воспитывал в строгости и часто говорил: «Кто не трудился, пусть не ест».

Несмотря на скудное состояние, отец Георгий устроил всех четырех сыновей в Кишиневскую семинарию, которую они успешно закончили. Старший сын протоиерей Димитрий служил среди болгар, был активным проповедником, оставил нам свой бесценный труд «Биографический очерк рода и фамилии Чакир». Второй сын стал монахом и подвизался на Афоне в Пантелеимоновом монастыре. Третий сын названный в честь деда Захарием был священником в селе Карамахмет, а четвертый  — Николай священствовал в селе Галилешты.

Священник Георгий был усердным ревнителем благолепия храма Божия. И сам первым жертвовал, если было необходимо приобрести что-либо из утвари. Его усердием был построен каменный храм и освящен в 1867 году при участии многих священиков, среди которых были и сыновья отца Георгия. «Не скоро изгладится из памяти Чадыр-Лунгских прихожан его умилительное до глубины души священнослужение… Чтение 12 евангелий, на утрени Великого Пятка, часто прерываемо было от внутреннего сильного волнения чувств, слово его изнемогало и голос дрожал, а другой раз заметно было в нем усилие подавить в себе это волнение религиозных чувств», — вспоминал об отце протоиерей Димитрий Чакир.

Священник всегда был со своею паствой. На Рождество он заходил в каждый дом и поздравлял с рождением Христа-Младенца. Но 1873 год был для него роковым. Во время колядок он простудился и слег в постель. 12 января, причастившись Христовых Таин из рук своего родственника и сослужителя священника Георгия Феодоровича Чакира, мирно отошел ко Господу. 14 января был похоронен на приходском кладбище. Могила священника Георгия Захариевича Чакира, представителя благословенного рода подвижников и просветителей гагаузского народа, до сих пор не найдена.

Нам, живущим спустя двести лет после того исторического переселения, предстоит раскрыть книгу нашей двухсотлетней истории в Буджаке. Сдувая пыль с каждой страницы, вспомнить тех, кто служил Богу, народу и отечеству, помолиться об их упокоении и может даже попросить у них помощи и молитвенной поддержки.

Виктор КОПУЩУ, сотрудник НИЦ Гагаузии, председатель культурно-просветительского ОО «Айдыннык» 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: