Преподобный Феофил Мироточивый – гагаузский святой

Изображение

26 апреля в Доме национальностей (Москва) Союзом гагаузов был организован круглый стол на тему «История происхождения гагаузов». С публикуемым докладом выступил сотрудник Научно-исследовательского центра Гагаузии имени М.В. Маруневич Виктор Копущу.

 

Уважаемые участники форума! 

Очень отрадно, что не только в Гагаузии, но и за ее пределами поднимается вопросы, касающиеся истории гагаузов. Полагаю, что гагаузская диаспора имеет большой потенциал, который необходим для исследований в области гагаузоведения, и может существенно помочь  в этом деле ученым из Молдовы.

Бесспорно, что православие сыграло значительную роль в становлении гагаузского народа. Мы пока не можем сказать точно, когда наши предки приняли христианство. Некоторые считают, что это произошло более тысячи лет назад. Но если считать, что автохтонное население той территории, где образовался гагаузский народ, тоже был вовлечен в этногенез гагаузов, то тогда нам придется говорить о более ранних периодах. Потому что на этих территориях проповедовал еще апостол Андрей Первозванный, которому выпал жребий благовествовать в Скифии, Фракии и других землях. Известно, что во времена правления деспота Добротича в государстве гагаузов (Добруджское деспотство) был учрежден экзархат с центром в Карвуне под юрисдикцией Константинопольской Церкви [Манов 1938: 27-35].

7-8 ноября 2008 года в Гагаузии была организована научно-богословская конференция «Православие и идентичность гагаузов», на повестке дня которой были очень важные вопросы истории гагаузского народа и гагаузской церкви. В резолюции конференции участники отметили, что история принятия гагаузами православия требует дальнейшего научного исследования. На конференции был сделан доклад, который приоткрыл небольшую часть малоизученной истории нашей церкви. Архимандрит Хризостом из Греции рассказал о преподобном Феофиле Мироточивом, который, по его словам, является гагаузом [Попазогло 2008: 2].

28 августа 2013 года Башкан Гагаузии Михаил Формузал на праздновании дня села и престольного праздника в селе Копчак (Кыпчак) сообщил, что в ходе визита на гору Афон была достигнута договоренность с архимандритом греческого монастыря Пантократор о принесении мощей преподобного Феофила Мироточивого в Гагаузию [День села: copceac.md].

Что же нам говорит житие этого святого? Почему церковное предание говорит, что он был гагаузом? Житие святого так говорит о месте его рождения: «Преподобный отец наш Феофилродился в местечке Зики, находящемся в Македонии, от родителей благочестивых и добродетельных, и потому воспитание получил истинно христианское» [Житие 1897: 67].

Местечко Зики сегодня находится в Греции, в исторической Македонии. Греки его называют Неа Зихни (греч. Νέα Ζίχνη), до 1926 года – Ζιλιάχοβα, Зиляхова, болг. Зиляхово.

В период Османской империи этот населенный пункт административно принадлежал казе Серр Салоникского санджака и именовался Зихне (Ζίχνε — Zihne) . Болгары называли это село Зиляхово. Греческая статистика 1866 года утверждала, что там жили греки (1600 человек) и турки (900 человек), но Стефан Веркович, этнограф, фольклорист, босниец по происхождению, в своей работе «Топографическо-этнографический очерк Македонии» пишет, что в селе Зиляхово Зихненской казы во второй половине 19 века 301 дом принадлежал христианам, говорящим по-турецки, то есть гагаузам, а остальные жители (171 дом) были турками-мусульманами. Большинство жителей были гагаузами и в других селах этого района (Зихна, Рахова, Порна) [Веркович 1889: 240-241].

В 1891 году Георгий Стрезов, болгарский историк, писал: «В селе есть приличный базар: греческая церковь и греческая школа. Количество домов составляет 550, и с 2000 и более жителями. Большинство из них гагаузы – христиане, которые говорят по-турецки и себя называют греками. Другие такие деревни в Зохненской местности это Порна, Рахово, Ресилово» [Стрезов 1891: 1].

Согласно статистике Василия Кынчова, в 1900 году в этом селе жило 120 болгар, 850 турок,  80 греков, 25 албанцев и 1750 турок-христиан, то есть гагаузов [Кънчов 1900: 181].

Как видно, изначально в селе Зиляхово проживали только гагаузы и турки-мусульмане, и лишь к концу 19 века там стали появляться другие народности. Преподобный Феофил родился в 15 веке, точная дата рождения не известна. Житие повествует, что он родился в христианской семье от благочестивых родителей и получил христианское воспитание. Если до конца 19 века в этом селе жили только гагаузы и турки, то, следовательно, он происходил из гагаузской семьи.

Получив образование, он решил посвятить себя Богу и принял монашество с именем Феодосий в 1504 году. Имя, данное ему при рождении нам неизвестно. Через два года в 1506 году он был рукоположен в священный сан епископом Рейганы Акакием [Иеромонах: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/54929.htm%5D. Несколько месяцев он проповедовал Слово Божие по селам, но потом поступил в афонский монастырь Ватопед.

Патриарх Константинопольский послал епископа Акакия в Александрию, и он взял с собой и Феодосия. В 1509 году они побывали на Синае, в Иерусалиме, в Дамаске. Когда они вернулись, патриарх оставил святого в патриархии, поручив ему должность нотария. Через некоторое время он оставил мир и опять удалился на Афон, где поступил в Иверский монастырь. Здесь он стал переписывать книги, поскольку был хорошим каллиграфом. На полях книг, которые он переписывал, он оставлял некотоые автобиографические заметки.

Слава о его подвигах распространилась за пределы Афона, и жители Фессалоник просили патриарха рукоположить Феодосия в епископский сан на их кафедру. Тогда святой принял схиму с именем Феофил и ушел в затвор (около 1516 года).

Сначала схимник поселился в келье на территории монастыря Ивирон, затем перешел в другую, расположенную около Карей. Здесь он встретился (1522 год) с будущим протом и своим биографом Серафимом, их связала крепкая дружба. Через некоторое время (не позже 1535 года), стремясь к полному безмолвию, он удалился в еще более уединенную келью святого Василия, принадлежавшую монастырю Пантократор. Феофил восстановил ее и подвизался с учеником Исааком в строгом отшельничестве.

Преподобный достиг такого совершенства в духовном возрастании, что получил дар предвидения. Зная, что скоро ему предстоит перейти в мир иной, он завещал ученику, чтобы по смерти его тело было брошено со скалы. Он не хотел, чтобы его почитали  при жизни, еще больше не хотел почитания и по смерти. 8 июля (21 июля по новому стилю) 1548 году преподобный мирно отошел ко Господу. Его ученик Исаак оставил его тело в лесу, а братии сказал, что похоронил старца. Но братия нашла святое тело и перенесла в монастырь Пантократор. Мощи святого были положены в храме святого Василия и стали источать благовонное миро во свидетельство его богоугодной жизни.

При жизни святой Феофил составил список переписанных им рукописей, которые хранятся в монастырях Афона. На полях переписываемых книг он оставлял свои автобиографические заметки. Для дальнейшего исследования жития святого необходимо найти эти переписанные книги. Возможно, они представят больше аргументов в пользу его гагаузского происхождения.

___________

 

ЛИТЕРАТУРА:

— Веркович С.И. Топографическо-этнографический очерк Македонии / Сост. С.И. Веркович. – Санкт-Петербург: Воен. типография, 1889.

— День села! День феерии, торжества и праздника! // Оффициальный сайт села Копчак [copceac.md].

— Житие преподобного и богоносного отца нашего Феофила Мироточивого // Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших, ч. II. Изд-е седьмое, испр. и переработ. – М., 1897.

— Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011 – [http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/54929.htm].

— Кънчов В. Македония. Етнография и статистика – София, 1900.

— Манов А. Потеклото на гагаузите: Техните обичаи и нрави. – Варна, 1938.

— Попазогло Д. Православие и гагаузы // Единая Гагаузия, № 47 (221) от 13.11.2008.

— Стрезов, Г. Два санджака от Източна Македония. Периодично списание на Българското книжовно дружество в Средец, кн. XXXVII и XXXVIII, 1891.

Виктор КОПУЩУ,

сотрудник Научно-исследовательского центра Гагаузии им. М.В. Маруневич

Реклама

2 комментария

  1. Интересное сообщение, Виктор-бей! В название всё же следовало бы поставить вопросительный знак, иначе получается утвердительный характер, чего нет на самом деле,

  2. Бай Витали, чего нет на самом деле: утвердительного характера или гагаузского святого?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: