«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»

Изображение

Прежде чем приступить к некоторым размышлениям, связанным с вопросом канонизации нашего Просвятителя, хотелось бы привести две цитаты (причем из совершенно разных источников): 1) «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15), 2) «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» (В.Маяковский). 

«Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт» (https://mospat.ru/archive/27333.htm). Первые христиане почитали святых (мучеников) безо всяких формальных процедур. Сам факт мученической кончины служил основанием для почитания. Так для чего нужно было христианам почитать святых? Зачем они зажигали эти «звездочки»?

«По учению Церкви, угодники Божий, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которым последние воздают молитвенное чествование» (http://www.orthodox.spbu.ru/kanoniza.htm). По-моему, почитание святых имеет два аспекта: 1) молитвенное обращение (к такому же человеку, который испытал те же человеческие трудности и соблазны), 2) память об их подвиге (апостолы, мученики, преподобные, святители, безсеребренники).

В начале прошлого века Бог даровал гагаузам (и не только гагаузам, но всем жителям Бессарабии) Просветителя, учителя и наставника отца Михаила Чакира. Меня спрашивают некоторые даже воцерковленные люди: «А что такого особенного он сделал?» Они либо плохо знают его жизнь и труды, либо имеют атрофированное представление о святости. С ними полемизировать бесполезно, просто хочется в ответ по-одесски задать такой вопрос: «Раз он ничего особенного не сделал, почему до него (и после) никто этим не занимался?». Разве может быть что-либо важнее того подвига, который совершил протоиерей Михаил Чакир?! Посвятить всего себя служению Богу и народу. Не имей он сердце, полное любви ко Творцу и людям, стал бы он так стараться о просвещении? Открытие школ по всей Бессарабии (в том числе за свой счет), инициирование молдавского и гагаузского книгопечатания, постройка приюта и храма, составление учебников, подготовка педагогических кадров, переводы, этнографические и исторические исследования — это малая часть его трудов и подвигов. Но Бог измеряет подвиг не количеством дел, а состоянием души. В этом отношении о. Михаил «духом пламенел». И нам сегодня такого состояния очень не хватает, не хватает всем: и чиновникам, и служителям, и рабочим, и крестьянам.

В честь Михаила Чакира мы называем улицы, учебные заведения, открываем ему памятники, даже святым его называем (Ай-Боба), а о церковном почитании молчим (то ли боимся, то ли не хотим). Одна их форм церковного почитания еще не канонизированных святых — панихиды и молитвы об упокоении их душ. Одним из оснований для канонизации Ксении Петербургской в 1988 году было народные почитание в такой форме. Кроме того на каждом приходе священник за литургией на заупокойной ектении вслух поминает сначала почивших священников, потом мирян, но я ни разу не слышал, чтобы среди них поминали и протоиерея Михаила Чакира.

В заключении хочется напомнить, что поскольку канонизация подвижника есть свидетельство Церкви, что прославляемый человек угодил Богу, то его жизнь и подвиг предлагаются верным чадам Церкви для назидания и подражания. Преподобный Паисий Хилендарский был канонизирован в 1962 году. То есть Церковь предложила его житие для своих чад как образец. Неужели для нас житие нашего просветителя не является таким образцом?

—————

а вот выдержка из доклада митр. Крутицкого Ювеналия на ОСВЯЩЕННОМ ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,ПОСВЯЩЕННОМ 1000-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ (Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988 года):

«Канонизация всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Посему во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности, святости праведника.

Свидетельством такой святости могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников, как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков-мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение. (Так, Симеон Солунский говорит, что в Константинополе, в великом храме Апостолов, издревле архиереи полагались внутрь жертвенника, как и мощи святых ради благодати божественного священства.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим (канонизация царей, князей и равноапостольных).

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями (так прославлялись благоверные князья, княгини и некоторые преподобные).

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях: [a] православие безукоризненное; [b] совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; [g] проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни. По кончине подвижника почитающие его христиане составляли ему службу, тропарь и кондак, писали икону и житие. В основе таких почитаний также лежит какая-то сверхъестественная помощь от усопшего подвижника, однако, по причине отсутствия записей о таких чудесах, Церковь могла канонизовать праведника на, основании его большого народного почитания. (Так, в частности, совершалась канонизация некоторых святых на Соборах 1547 и 1549 годов, где свидетельством святости подвижников приводилось большое их почитание и, отсюда, множество икон, житий, служб).

В целом, основания к канонизации святых в истории Церкви не были единообразны, ибо в каждом отдельном случае при прославлении находились особые причини, которые могли зависеть как от подвига спасения подвижника (будь то мученик, преподобный или юродивый), так и от тех духовных потребностей, которые в каждый исторический момент Церковь находила необходимыми для блага и спасения своих чад».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: